8 (495) 983-00-76
Внимание: в связи с повышенными мерами безопасности в Москве и области
наблюдаются перебои в работе мобильных связи и интернета.
Если у Вас есть доступ к работающему Wi-Fi -
Вы можете активировать (при наличии) в смартфоне опцию VoWiFi (вызовы по Wi-Fi) для звонков по Wi-Fi.
   

Влияние феномена любви на духовное и физическое здоровье человека

Дубенскова Ольга Борисовна
член корреспондент МАНЕП, член лиги здоровья Нации, христианский психолог-реабилитолог

На протяжении многих веков, человечество изучало, что такое феномен любви и как любовь влияет на оздоровление нашей души и тела, и как влияет это чувство, на духовное и физическое исцеление человека. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть феномен любви с позиции психологии, в аспекте христианской веры, провести анализ мнения известных философов, рассмотреть силу слова и его воздействие на человека, изучить феномен самого человека провести анализ воздействия силы духовности на здоровье человека.

Любовь – это чувство, которое призывает человека к совершенству и открывает через слово путь познания Бога и себя и это свойственно всем людям, вне зависимости от возраста. Однако, каждый человек ищет любовь, переживает чувство любви по-разному и задача каждого, это изучение психических и чувственных ситуаций и воспроизведение их невозможно, без духовного восприятия мира.

В области философского направления феноменологии, феномен – является центральным понятием – одно из центральных, основанного немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Мартин Хайдеггер дал этому понятию, свою формулировку: «Себя-в-себе-самом-показывающее», что напрямую связано с понятием любовь. Все феномены человеческого бытия важны в определенной сфере жизни человека. Феномен любви универсален, так как, относится к каждому человеку. Любовь – это сила, которая неподвластна человеку. Ее нельзя остановить и понять, это индивидуально для каждого человека. Разные философы определяют по–разному смысл любви и ее проявлений.

В. Даль дает слову любовь определение: «любить значит чувствовать сильную к кому-то привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно, и безрассудно». Макс Шелер, один из основателей философской антропологии пишет, что любовь ускоряет человека и является наивысшим актом ценностей другого человека.

Очень глубоко описывает чувство любви в своих произведениях Достоевский, как-то сказал, что любить, значит видеть человека таким, каким его задумал Бог». В своем романе «Идиот» в образе князя Мышкина он воплощает образ Иисуса Христа. Это произведение показывает, как можно проявлять любовь и как выглядит человек в обществе, который носит в себе этот феномен и проявляет это чувство к людям. Его присутствия достаточно, чтобы не делать зло друг другу. Достоевский показал в своём главном герое открытость, доброту, наивность и как может открываться сердце человека на чужой стыд. Александр Мень очень ярко описывает суть произведений Достоевского. По словам автора, в отрывке произведения «Братья Карамазовы» есть строки: «Горе народу без слова Божия!». Под словом «народ» он имел в виду вовсе не только простолюдинов или малограмотных людей. Народ для него – это все люди, вся нация сверху донизу, она должна жить на основании высочайшего идеала. Пусть он сегодня непостижим, но он притягивает к себе, как магнитом, он выстраивает пирамиды человеческих ценностей, он становится, притягательной силой и двигателем нравственного прогресса, прогресса любви. Любовь созидает, любовь творит, любовь делает жизнь счастливой, потому что она превращает одного человека в драгоценность другого».

Из этого можно сделать вывод, что любовь — это феномен, которой неподвластен человеку, это сила, которой невозможно управлять, но, не ощущая её в своей жизни, человек не живет, а существует, а иногда ищет любовь, просто не зная, что она всегда с ним, в его сердце. Любовь движет всем на земле, экологию в которой растёт любовь, создаёт сам человек и его духовная составляющая. Время не меняет понятие любовь, описание и переживания, которые описываю писатели, поэты, философы, остаются актуальными в духе современности и передают остроту переживаний и радости с разных аспектов понятия любовь.

Огромное число исследований подтверждают, что любовь – центральный элемент в здоровом развитии психики. Если ребенку с рождения не давать чувство любви, то он вырастет неуверенными в себе, ему будет сложно найти себя в этой жизни, он будет зависимым от того, чтобы его любили, что становится психологической проблемой, которая мешает ему взаимодействовать с окружающим миром в гармонии с собой.

В практической психологии, проявление недолюбленности в детском возрасте, несут проблемы в отношениях супругов. Излишние требования и неумение любить проявляются в межличностных отношениях и влияют на оценку себя, как личности. Пётр Коломейцев очень подробно рассматривает такое понятие, как женственность в любви. В проявлениях чувств любви между мужчиной и женщиной, это понятие всегда присутствует, но сейчас, по мнению автора, власть социальных стереотипов сильна и в большинстве своём женщина теряет своё призвание. Автор выделяет несколько этапов предназначений женщины: «Первый этап – стать дочерью своих земных родителей и дочерью Небесного Отца, если на этом этапе женщина не почувствовал любовь родных, ей будет трудно потом дарить её другим» Второй этап «Сестринский уровень готовит не только к призванию материнства. Он помогает девочке наладить отношения со сверстниками». Третий этап быть женой: «Супружество – оселок, на котором выправляется любая щербинка самости и эгоизма». Четвёртый этап, быть бабушкой: «На самом деле роль бабушка – очень важный человек в семье. Благодаря ей корректируются, сглаживаются ошибки воспитания, допущенные матерями» Из его книги, можно сделать вывод, что женственность, необходимый компонент в проявлении чувства любви и только осознавая свою роль в отношениях, женщина может отдавать проявлять чувство любви для мужчины и раскрыть и найти себя и развить свою духовную составляющую.

Среди зарубежных авторов, я хочу выделить немецкого психолога Альфреда Ленгле, которому удаётся, выделять из главного, главное и обобщать труды и методики известных психологов, его направление в психологии, как экзистенциальный анализ, очень актуален в практической психологии.

Альфред Ленгле выделяет ряд феноменологических особенностей, составляющих понятие любовь. По его мнению, началом отношений является встреча, когда у каждого человека есть выбор, как дальше эти отношения продолжать, при встрече человек ощущает, что он важен и отношения поднимаются на человеческий уровень.

В своих работах Альфред Ленглэ выделяет 5 феноменологических особенностях любви: первый феномен: «Когда мы говорим о любви, что любим что-то или кого–то, это значит, что он нам очень ценен». Передавая слова автора, можно сказать, что всё просто, любящие люди делают все вместе, обсуждают и имеют одинаковый взгляд на многие понятия, для них мир становится целостным и любимый человек принят в целом другим. Каждый ощущает притяжение и начинает чувствовать сердцем другого. И это чувствительность по отношению к другому, становится частью тебя, является желанием жить и снимает стресс. Если в человеке теряется ценность, то любовь проходит. Второй феномен: «Любовь – это резонансный феномен. В любви мы переживаем глубокую обращённость к нам». Когда человек увидел другого у него возникает чувство, что он давно знает его, в этом состоит феномен любви, что два человека входят в резонанс и появляются чувства, возникает резонанс. Взгляд, речь, глаза, интонация голоса, всё вызывает в человеке резонанс. Цитируя слова автора: «С позиции феноменологии, любовь – это способность, которая делает нас ясновидящими, которая даёт нам возможность видеть глубже». Третий феномен любви: «Любовь можно описать как некоторую позицию человека или установку. Она очень простая: я хочу тебе блага». Любовью хочется поделиться, и мы хотим добра своему партнёру. Четвёртый феномен любви: «Любовь – это решение. Любовь – это «да» по отношению к «ты». Любовь, говорим мы, есть ценность, резонанс двух существ, позиция, желание, чтобы другому было хорошо, и решение – я хочу быть с тобой». Пятый феномен любви: «Любовь хочет реальности. Любовь хочет реализовываться в жизни Любовь не только хочет реализоваться в этом мире, материализоваться в нём, она хочет также иметь перспективу, будущее».

В психологии в формировании понятия «любви» большую роль сыграло учение З.Фрейда о бессознательном, о влиянии на сознание, об эротическом характере мотивов поведения человека. В своих учениях Фрейд рассматривал феномен любви с трех сторон. Любовь решает проблемы человеческого существования, проходит призму супружеских отношений, и каждый человек испытывает необходимость любви. Любовь – это стратегия нашей жизни и всем необходимо любить и быть любимы. З. Фрейд пишет: «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем, когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

По утверждению Фрейда: «Любовь как страстное желание, утрата и соблюдение собственных интересов. Поскольку сама по себе любовь – это страстное желание и утрата, то влюбленные заботятся о себе и своих интересах, а вот быть любимым, получая в ответ взаимную любовь и обладая объектом любви, – значит вновь воскрешать ее».

Эрих Фромм в своем произведении «Искусство любить» говорит: «В акте любви я един со Вселенной и, тем не менее, остаюсь самим собой, ограниченным, смертным, человеческим существом. Именно из этой полярной обособленности и объединения рождается любовь». Автор считает, что сохранение независимости и целостности, есть условие для взаимоотношений друг с другом. Любовь, по мнению Фромма не ограничивается одним человеком. По мнению автора, двое создают поле любви: «Когда я люблю, я проделываю опыт «Я есть Ты», «Ты» как любимый человек, «Ты» как посторонний, «Ты» как все живое, переживание любви – единственный ответ на вопрос, что значит быть человеческим существом».

Существует много описаний типов любви, но, на мой взгляд, в психологическом аспекте, можно рассмотреть основных пять. Первый тип, когда чувство влюблённости можно расценить и сопоставить с таким понятием, как болезнь и существуют только два лекарства излечить, это прекратить отношения или начать их. Второй тип любви, когда в отношениях присутствует химия физиологии человека. Такой гормон, как фенилэтиламин влияет на «безумную» любовь, а гормон окситоцин способен привязать нас к человеку и сохранить отношения когда фенилэтиламин перестал действовать. Третий тип любви описывает психолог Зик Рубин и предлагает рассматривать её, как набор трех элементов — привязанности, заботы и интимности. Потребность в заботе, называет привязанностью, заботу, как счастье для другого, под интимностью понимается, иметь общие мысли, желания и чувства. Четвёртый тип любви описывает в своей книге «Цвета любви» психолог Джон Алан Ли, и рассматривает любовь и ее разновидности с цветовым кругом, в котором есть три основных цвета на нем есть три основных цвета, и Ли считал, что есть три основных стиля любви: Эрос, Лудос и Сторге: Эрос — любовь к идеальному человеку. Лудос — любовь как игра. Сторге — любовь как дружба. По его теории чувства смешиваются, как в палитре и создают новые типы любви. Пятый тип любви, когда любовь расценивается, как дружба. Элейн Хатфильд с коллегами выделила два типа любви: «сострадательную и страстную».

Делая вывод, можно отметить, что феномен любви в психологии имеет доминирующее значение, и чувство любви управляет нашей психикой и жизнью в целом. Влияет на наши чувства, настроение, желания и является необходимостью, для гармоничного развития в целом. В проявлении любви присутствует объект и взаимное чувство, даёт баланс и стабилизирует психологическое состояние. Любовь помогает развивать себя и определить своё предназначение.

Понятие любви, в аспекте христианской веры.

Основное учение в христианской нравственности занимает такое понятие, как любовь. По словам апостола Павла, представляет собой великий духовный дар. Человечество на протяжении многих веков описывает чувство любви, и нет человека, который не стремился найти это чувство и не имел бы опыта испытать его. Со стороны христианской веры, феномен любви рассматривается, с позиции духовного состояния, которое обладает силой и влечет друг к другу, но самое интересное, что эту силу человек обретает, когда центром его жизни становится не собственное «я», а Бог, который и сам есть любовь. Апостол Павел говорит: «И, если я раздам все имения мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13:1–3) Митрополит Антоний Сурожский пишет, настоящая любовь появляется у человека, когда он начинает смотреть на него другими глазами и видеть в нем образ Божий икону. Любящий человек стремиться восстановить повреждения от прожитых событий. Истинная любовь – безусловна и не берет власть над личностью, не является предметом обладание и потерей воли. Митрополит Антоний пишет, что, любя другого человека, мы открываем Божественную любовь, которая направлена на понимание, сострадание ко всем людям.

Христианская любовь – это синоним доброжелательности или милосердия. О ее важности говорит и Иоанн Златоуст: «Если все милосердие на земле будет уничтожено, то все живое погибнет и будет истреблено». Святитель Иоанн (Максимович) высказывает мысль: «Богу не можем мы пожелать добра, так как Его совершенства безграничны, мы можем оказать любовь к Богу своим сердечным признание в совершенстве Его действий».
Н.А.Бердяев великий философ и учёный, очень глубоко изучал религиозный экзистенциализм, его учение было построено, что через творчество человек освобождается, что человек есть подобие Бога-творца. Он очень глубоко чувствовал феномен любви и рассматривал мужчину и женщину, что отдельно они не представляют подобие Божье, а только соединяясь в любви, они могут стать целостной личностью подобную Божественной. Творчество есть соединение двух людей, которое соединяет человека с самим собой или с тем, в ком он видит вторую половинку. Он пишет: «Любовь и есть видение другого в Боге и утверждение его для вечной жизни, излучение силы, необходимой для этой вечной жизни». Только любящий человек способен раскрыть гениальность другого. «Любовь – свободное художество. В любви нет ничего хозяйственного, нет заботы. И свобода эта покупается лишь жертвенностью».

Большое значение Бердяев отдаёт божественной воли, роли Бога в жизни человека. В процессе любви всё абсолютно и безусловно. Нет жизненной жертвы, которая не была бы оправдана во имя подлинной любви. Именно жизненную жертву Бердяев выделяет, как феномен любви. В любви нет насилия над личностью и потери воли. В любви всегда есть Божественная воля, которая соединяет людей, не должна бояться страданий. Любящие люди принадлежат Богу, а не объекту своей любви, поэтому любовь не должна бояться страданий. Вот несколько афоризмов Н.А.Бердяева, которые передают его мысли и глубину души: «Любовь есть разделение жизни в Боге», «Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа», «Не только злоба против добра, но и злоба против зла разрушает духовный мир человека».(6:516)

Философские мысли Н.А.Бердяева и его труды, очень ярко отражают понятия феномена любви, его выводы очень глубоки, в его работах отражаются духовная составляющая человека. «С точки зрения вечности», так назывался первый сборник его статей, где он писал о важности духовной культуры и человеческого достоинства. Он считал, что в личности выражается одна из главных особенностей духа.
Со стороны христианской веры, феномен любви — это духовное состояние, которое обладает силой и влечет друг к другу, когда центром его жизни становится не собственное «я», а Бог, который и сам есть любовь.

Фундаментальные исследования и научные наблюдения отечественных и зарубежных ученых дают основания утверждать, что Земля – это живой организм с анатомией, физиологией и своим разумом. А люди все живое на Земле являются частью планеты, о чем в своих фундаментальных трудах писали В.И.Вернадский, Е.И.Рерих, К.Циолковский и многие другие известные ученые.

Взаимодействие человека с живой планетой Землей осуществляется кроме физического тела, на более тонком биоэнергетическом уровне через невидимое эфирное тело. Все клетки физического тела находятся в определенном, индивидуальном информационно-энергетическом теле, которое осуществляет связь между всеми клетками организма энергией и информацией в цельный организм.

Планета и вся жизнь на ней находятся в резонансе. Резонанс соответствует «тональностям» человеческого мозга и геологии Земли. Он также отвечает за симметрию энергии растений и животных Земли. Он связывает все между собой, является фундаментом для всякой жизни. Резонанс ведет к гармонии. Резонанс в системе возникает благодаря наличию рядом другого источника, обладающего сходной, но более мощной частотой или набором частот гармонизации. Когда человеческая клеточная структура входит в резонанс с новыми для себя частотами, с вибрирующими по–новому энергиями, она реагирует! В механизме резонанса принимает активное участие эфирное тело человека.

Таким образом, эфирное тело представляет собой трансформатор и индуктор в энергетической и информационной жизни человека, являясь его основой, осуществляя связь человека с окружающим нас миром. Эфирное тело многообразно по своим функциям, одним из которых является объединяющая функция с другими телами человека, включая биоэнергетическое и информационное составляющие.

Объединенные общей задачей и функцией, органы в отдельности имеют свою энергоинформационну голограмму всего организма. В.В.Ярцев пишет: «Пришедшая на Землю Душа, получив кусочек живой материи (оплодотворенную клетку) уже имеет эфирное тело, а в нем энергоинформационную голограмму физического тела уже взрослого человека. Голограмма физического тела зависит от духа человека и отражает его индивидуальность, его суть, которая проявляется и отражается в физическом теле, в его общих внешних чертах, особенных для данного человека».

Особое влияние на энергоинформационную голограмму физического тела оказывают семейные отношения, которое начинается уже при внутриутробном развитии ребенка (состояние мыслей, желаний, интересы, чувства матери, отношения между членами семьи, мужа и жены).

Духовный дух рода непосредственно оказывает влияние на дух человека, являясь переопределяющим в организации и индивидуализации физического тела. Сегодня наука признает существование Бога, души и Духа. Академик РАН В. Фортов в своем научном докладе призвал российских ученых руководствоваться Библией как источником научных знаний.

Сегодня наука доказала существование различных сущностей (элементарных матриц) с отрицательными или положительными знаками. Экспериментальные исследования позволили установить, что на Земле растет количество негативных электронных частиц с отрицательным знаком. Человек неразумно своими негативными мыслями притягивает и концентрирует их на Земле. Сила притяжения таких сущностей и каждого человека разная.

Негативные действия (злоба, зависть, корысть) отрицательно сказываются на жизнедеятельности человека, приводя его организм к болезни. В то время как положительные эмоции, добрые слова несут в себе большой энергетический потенциал, порой помогают избавиться человеку от болезней, помогают счастливо жить человеку.

Негативная энергия, направленная на другого человека в тонких телах, приводит к энергетическим пробоям в тонких телах, открывая путь к внедрению отрицательно заряженных частиц (матриц), вмешиваясь в наши действия, наши чувства, разрушая жизнь, спокойствие нам самим и близким нам людям. В таком случае следует сказать: «Человек рубит сук, на котором сидит». И пока человек не научиться любить и беречь друг друга, у нас будут возникать проблемы одна за другой, и с каждым разом эти проблемы будут все сложнее и сложнее, а болезни все безнадежнее. Необходимо учитывать, что каждый организм, каждый объект природы имеет физическую и энергоинформационную структуру. А сама энергетическая структура содержит информационную программу развития организма.
В свою очередь энергополевые структуры каждого отдельного человека находятся во взаимосвязи с другими энергоинформационными структурами своего окружения, среды, планеты Земля.

Источником энергоинформационного воздействия является сам человек – его мысли, переживания, действия, обычаи, знания, законы, нормальное функционирование физического тела возможно только при наличии в нем энергополевой структуры: Духа и Души. Всякая живая система проявляет себя в форме трех составляющих категорий – материй, энергии и информации, обозначенных как тело души и духа Жизненная сила в организме человека – есть эманация духа, вдыхающая жизнь во все существа. Каково сознание человека – таково влияние на физическое тело. Сознание, какой бы силы и значимости оно не проявлялось, оно не может быть изолированно само по себе.

Любой момент сознания воздействует и на окружающий мир и самого человека, отражаясь и фиксируясь энергоинформационными изменениями в эфирном теле и в его составляющей. Эти изменения локализуются в определенном месте эфирного тела, определенного конкретного органа. В результате у такого человека на физическом плане со временем образуются изменения на клеточном и молекулярном уровнях. При определенных условиях, когда человек делая ошибки не исправляет такие изменения, не осознает необходимости изменения, то такие патологические изменения приводят к патологическим, болезнетворным образованиям и структурам.

При этом очень важно отметить, пока человек не изменит свое сознание ликвидировать патологический очаг очень трудно, почти невозможно. И если с помощью медицины убирается сама патология, как симптом проявления ошибки человека, совершенный на внешнем плане, то при неизменном сознании появляется новая патология – болезнь.

Следовательно, каждая вновь возникшая патология – болезнь, – это сигнал (подсказка) о неправильно выбранном пути жизнедеятельности человека. Следовательно, существует гармония в слаженной деятельности всех тонких тел и всех органов, клеток физического тела. Именно такое гармоничное взаимоотношение и определяется как здоровье человека. В случае, если одно из функций дает сбой в сбалансированном жизнеобеспечивающем порядке, то гармония нарушается, и тогда мы имеем дело с болезнью. Из этого можно сделать вывод, что у человечества есть только один путь к здоровью: найти духовность, любовь к творцу, к матушке Земле, к окружающим миру людей. Первичным является Создатель – Бог. Затем идут Дух и его Душа. А затем уже идет сознание. И сознание здесь является объединяющим звеном между духовным и физическим, между Духом и материей.

Наше сознание определено Создателем по его собственному образу и подобию. Причем наше сознание выступает и самостоятельно, само по себе. А физическая материя представляет собой определенную форму развития и совершенствования нашего сознания. Наше сознание устроено таким образом, что позволяет создавать любые объекты и структуры как в самом организме, так и за его пределами, если это действо находится в заповеди Создателя – Бога. В этом плане открываются безграничные перспективы и возможности. Сознание, таким образом, объединяет духовную и физическую материю.

Необходимо также отметить, что сама Душа, как субстанция, созданная Создателем – Богом существует как вечная, организующая структура, являясь элементом Мироздания. Мысли определяют судьбу. Мысли – причина всего того, что происходит с нами в жизни. Меняя мысли, мы меняем жизнь. Функционирование человеческого тела возможно существованием в нем энергополевой структуры: Дух и Душа.

Духовно сильные люди обладают хорошим характером, поэтому счастливы, живут долго и неизменно материально обеспечены. Процесс самоисцеления зависит от человека. Любовь несёт в себе энергию, которая исцеляет человека. Прибегая к молитве, нужно понимать, что только действие человека создаёт движение, покаяние и благородные поступки очищают нашу связь с Божественной благодатью. У человека всегда есть выбор, находиться на высоких частотах духовности или окружить себя энергией материального мира. Владимир Иванович Вернадский был первым учёным, который раскрыл строение разума. На протяжении всей жизни, человек должен изучать себя, как подобие Божье и вырабатывать в себе энергию любви, которая помогает человечеству развиваться. Любовь открывает познание мира и раскрывает перед нами возможность быть частичкой Вселенной.

Сила слова в оздоровлении человека.

Слово – величайший дар Бога. В Священном писание написано: «в начале было слово, и слово было Бог». По мнению святителя Феофана Полтавского, человек проявляет внутренний свет в слове. Человек, созданный по образу Божию, по образу Бога слова наделен словесностью и слово произнесенное, рожденное им, является образом человека, выражением его сущности.

Священник Родион описывает, что у человека, можно различить в слове такие понятия как: дух, душа и тело, в каждом сказанном слове выражается духовное состояние человека, степень его общения с Богом. Он высказывает мысль, что душа слова, это чувства, эмоции, различные переживания, в него заложенные, а телом слова является звук, содержание и информация.

Слово обладает творческой энергией и вдохновляет на действие и вызывает любовь, дружбу, счастье. Слово, через человеческое выражение постоянно воплощается, пронизывая слои нашего бытия. Но характер словесного воздействия напрямую зависит от человека. Священное писание свидетельствует, что от избытка сердца глаголют уста, а извлеченное слова начинает жить самостоятельной жизнью и влиять на людей, вызывая у них соответствующие резонансы.
Архимандрит Рафаэль Карелин высказывает о слове, такие мысли, что многословие не показывает глубину мышления, поэтому человек часто жалеет, что сказал. Автор пишет, что общение через слова затрачивает энергию, в каждом слове участвует душа человека. Одна из причин, почему человеку трудно молиться, это злоупотребление даром слова.

Сила каждого слова человека различна, сила и эффект определенного слова зависят от того состояния, в котором был человек. Они зависят от того, с какой глубины поднимается слово, и этим обуславливает Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, слова, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. Осуждение разделяет вас, отталкивает друг от друга.

С глубокой древности учителя человечества знали о могуществе слова. Потому-то благословение еще занимает такое важное место в религиозных ритуалах. Слово «благословлять» буквально означат – говорить благие слова, то есть произносить слова, приносящие добро.

У людей всегда благие намерения, они хотят помочь другим и, чтобы помочь, говорят с ними. Но слово – это обоюдоострый меч, который может просвещать, помогать, освобождать, строить, но также обманывать, вредить, подавлять и уничтожать. Молитва – это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека и помогающие в духовном совершенствовании, если их повторяют, слушают или размышляют над ними.

Слова великих поэтических произведений обладают такой энергией, что могут оказывать чудесное воздействие на миллионы людей в течение многих столетий. В истории существует много свидетельств того, что слово может оказывать сильнейшее влияние на людей. Всё это доказывает, что речь может быть носителем особой энергии, силы, воздействующей на сознание людей.

Духовное исцеление, в аспекте христианской веры.

В настоящее время многие христианские врачи стали анализировать, какая есть зависимость между здоровьем человека и окружающим миром. Вопрос, как найти духовный источник и предотвратить заболевания, давно изучается православными врачами, но не находит поддержки в официальные медицины. Пока не существует статистики исцеления людей силой молитвенного слова, но каждый из нас на протяжении своей жизни получает эту благодать и верит, что эта сила существует.

Доктор медицинских наук, протоиерей Сергей Филимонов пишет, что если человек избавился от страстей, то он не болеет, он как врач видит прямую зависимость от между несбалансированными эмоциями и болезнями. Излишние эмоции переходят в страсти и ведут к болезням. Но также подчёркивает автор, это не значит, что грех — это причина заболевания, но всё есть промысел Божий. Автор, хорошо раскрывает, какие эмоциональные переживания, воздействуют на определенный орган. Например, печаль провоцирует повреждения лёгких и толстой кишки, при гневе болезнь желчевыводящих путей, страх поражает почки и область мочевого пузыря. Исход любого заболевания считает Сергей Филимонов, что удержание эмоционального фона в норме, корректирует духовное оздоровление, которое неразрывно связано с излечением болезни.

Цитируя письмо Екатерины Горской православному врачу К.Н.Зорину – автору книги «Встань и ходи»: шаги к выздоровлению», она пишет: «Во время болезни страдает тело, а внутри такая сила, что мир поднять можешь. Эта сила Божия, которая в немощи совершается. Но одно дело благодарить бессознательно, другое – понимать, что именно болезнью Господь созидает из тебя новое творение во Христе, готовят твою душу к вечности, и понимаешь святых отцов, которые говорили: «Здоровье – драгоценный дар Божий, а болезнь – бесценный дар Божий».

На мой взгляд, христианское оздоровление должно стать новым направлением в оздоровлении человека, и молитва может расцениваться, как метод профилактики и дополнением в лечении заболеваний. В замечательной книге «Монах Андрей», которая посвящена выдающему православному целителю Пантюхову Василию Петровичу (Монах Андрей), который прошел сложный путь духовного становления и оставил духовные знания исцеления молитвами на конкретные заболевания. В своём методе, он использовал Псалмы Божьей Матери (Дмитрия Ростовского) и составил классификацию болезней, которой соответствует определённый псалом. Всю свою жизнь он посвятил лечению людей, сочетая телесные массажные, практики с чтением мотив. Он отмечал: «Действие отдельных псалмов на организм, если его расценивать на уровне физиологических процессов, можно сравнить с воздействием растений: их стеблей, листьев, цветов, плодов, собранного с них мёда».

Из духовного завещания монаха Андрея, хотелось выделить несколько цитат: «Живите со страхом Божиим, любите друг друга, держитесь друг друга, ни на кого не носите зла в душе, всем всё прощайте, чтобы Вам простил Господь».

В православной антропологии, понятие о здоровье человека неотделимо от понятия об идеальной человеческой природе. В своей книге «Исцеление духовных болезней» Жан–Клод Ларше, пишет: «Богочеловеческая аскеза, путём которой человек изменяет своё бытие, становится подлинным исцелением, ибо помогает ему выйти из этого патологического, противоестественного состояния и восстановить здоровье своей изначальной природы через возвращение к Богу».

По его словам, «Любовь – это условие, для духовного познания, когда мы её испытываем, то она становится основным врачевательским средством органов познания и главным лекарством, против неведения. Он выделяет три основных понятия любви: духовная любовь к себе, любовь к ближнему и любовь к Богу. Автор ставит главным критерием жизни христианина любовь: «Любовь является первой и важнейшей заповедью, на которой основываются и к которой сводятся Закон и Пророки». Любовь является, лекарством от всех страстей души и от всех грехов. Об этом пишет апостол Пётр: «Любовь покрывает множество грехов». (1 Пет.4,8)

Феномен любви изучается любым поколением и на протяжении многих столетий, является непостижимой силой, которая управляет человечеством, где человек является объектом и пока люди не научиться любить, у нас будут возникать проблемы одна за другой, и с каждым разом эти проблемы будут все сложнее и сложнее, а болезни все безнадежнее, всякая живая система проявляет себя в форме трех составляющих категорий – материй, энергии и информации, обозначенных как тело души и духа. Каково сознание человека – таково влияние на физическое тело. Каждая вновь возникшая патология – болезнь, – это сигнал (подсказка) о неправильно выбранном пути жизнедеятельности человека. Именно гармоничное взаимоотношение души и тела определяется как здоровье человека. В наше время мы должны использовать слово, как духовную составляющую нашей жизни. Слово, произнесенное с любовью, может стать средством исцеления от любого недуга.

В настоящее время человечество разрабатывает новые направления, которые оздоравливают человека.

Рассмотрев феномен любви с позиции психологии и в аспекте христианской веры, можно сделать вывод, что чувство любви отражается на нашем здоровье и является исцелением от многих заболеваний и недугов, как в аспекте медицине, так и в духовном оздоровлении. Если человек духовно заболел, это напрямую влияет на физическое состояние организма, также если появилась болезнь, причиной является его духовная составляющая.

Феномен любви в том, что это сила, которая передается и на чувствительном и на физическом уровне, не управляется человеком и рождает высокую степень познания духовного мира, через совершенствование себя и желании поделиться этой божественной благодатью с ближним. Передача этого чувства, через слова, запускает эту силу и даёт движение отношений и открывает в человеке потенциал совершенствовать себя, как личность и возможность быть здоровым.

2020 г.


Если у Вас остались вопросы или Вы хотите получить консультацию – ждём Вас на приём к автору статьи Дубенсковой Ольге Борисовне в нашу клинику в Звенигороде.

Список литературы:
1. Братусь Б. С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности// Вопросы философии: научно-теоретический журнал – 2009 – № 12.
2. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. Перевод Л.А.Чернышевой. E.Fromm. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love М.: Педагогика, 1990.
3. Антоний, митрополит Сурожский. О встрече. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/o-vstreche/10
4. Антоний, митрополит Сурожский. Человек. https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/chelovek/#0_16
5. Антоний, митрополит Сурожский. Таинство любви. Беседа о христианском браке. http://www.mitras.ru/lub.htm
6. Коломейцев Петр, священник. Книга о женственности. – М.: Никея, 2018.
7. Ильин Е. П. Психология любви: Питер; СПб; 2013.
8. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. https://mybook.ru/author/ivan-aleksandrovich-ilin/poyushee-serdce-kniga-tihih-sozercanij/reader/
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. http://messia.ru/bibliotk/f/frankl/c
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1998.
11. Cлободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М. 2013.
12. Священник Радион. Люди и демоны. СП. 2016
13. Архимандрит Рафаил (Карелин) О вечном и преходящем -М. 2011.
14. Александр Мень. Мировая духовная культура, христианство и церковь» Фонд А.Меня .М.1995
15. Святитель Иоанн (Максимович) Илиотропион или сообразование человеческой воли с волей Божественной. Сибирская Благозвонница М.2017
16. З.Фрейд «Введение в психоанализ» Риполл Классик М.2018
17. Н.А. Бердяев. Метафизика пола и любви. Риполл классик.М.2018
18. Платон, Пир, Риполл класик.М.2019
19. Жан –Клод Ларше. Исцеление духовных болезней. Московская Духовная Академия.С.П.2018
20. Монах Андрей, Жизнеописание. Воспоминание духовных чад. Молитвы и советы. М.Вега принт.2018
21. Дубенскова О.Б. Сычёв Р.И. статья. Философия феномена человека.
22. Сборник материалов XIV Международного Конгресса «Экология и дети», Анапа 2017
23. Дубенскова О.Б. Сычёв Р.И. статья. Искусство созидательного слова. Сборник материалов XIV Международного Конгресса «Экология и дети» гАнапа 2017
24. С.Девятова, Макаревский Целебник православный. Николин день.М.2018
25. К.Н.Зорин. Встань и ходи: шаги к выздоровлению. Русский Хронографъ 2018
26. Альфрид Лэнгле.Является ли любовь счастьем. лекция МПГУ.М.2007